журнал "Госпожа Удача" 1998, #3
3 номер Открытая дверь Карлоса Кастанеды
Анатолий Баскаков

"Лос-Анджелес. Зал в Калифорнийском университете. Улыбающийся мужчина маленького роста, совершенно непохожий на мага или духовного учителя, выходит на сцену. Все 800 человек, присутствующих в зале, встают и аплодируют, приветствуя его..." Так начинался один из семинаров, которые Карлос Кастанеда проводил в 1996 году.

Кастанеда познакомился со своим будущим учителем - мексиканским индейцем доном Хуаном как будто случайно. Будучи студентом-антропологом Калифорнийского университета, Кастанеда собирал материалы о традициях использования лекарственных растений индейцами Северной Мексики. Однако встреча с доном Хуаном изменила всю его дальнейшую жизнь

В начале 60-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени Яки. В последующие годы Кастанеда выпустил еще девять книг. Такого основательного удара по "здравому смыслу" цивилизованного человека еще не наносил никто. И конечно, никто так широко не открывал дверь в миры еще не осознанных возможностей Человека.

Все мы заметили, что обострение интереса к "измененным состояниям сознания", психоделическим путешествиям, восточным психотехникам, породило целый поток научной, околонаучной и совсем не научной литературы. Древнее целительство - все эти кипящие в горшках корни и травы, завывания, шаманические пляски вокруг полночных кострищ привлекали внимание. И вряд ли Карлос был единственным антропологом, кому припала охота поподробнее разузнать о пейоте - кактусе, содержащем один из сильнейших галлюциногенов, известных в наше время. Однако лишь он смог найти нечто действительно потрясающее, рядом с чем всякие "промывки мозгов" в стиле Рона Хаббарда или "светящиеся существа" любителей экстрасенсорики, кажутся просто детской забавой.

"Учение дона Хуана", "Путешествие в Икстлан", "Отдельная реальность" и другие книги сделали Карлоса Кастанеду кумиром миллионов читателей. В стиле раскованного "сократического диалога" в них повествуется о том, как критически настроенный ученик воспринимает древнюю индейскую мудрость. И независимо от того, действительно ли велся этот диалог между двумя людьми или происходил только в голове писателя, воображение миллионов читателей рисует детали первой встречи Кастанеды со старым индейцем племени Яки - доном Хуаном на автобусной остановке в пыльной Аризоне, недалеко от мексиканской границы. Для многих эта встреча - более известное литературное событие, чем встреча Данте с Беатриче.

В книгах Кастанеды - завораживающие диалоги, вплетенные в очень странные, а порой и совсем обычные события, развиваются на протяжении десяти лет, и все это время дон Хуан обучает Карлоса, имеющего чисто западное академическое образование, своему сверхъестественному мастерству и таинственному знанию, которое должно помочь ему проникнуть в мир так называемой "отдельной реальности". Кастанеде удается изобразить в своих книгах дыхание сумрачных ветров и трепетание листьев в ночи, особенности искусства охотника в распознавании звуков и запахов, примитивность и нищету жизни мексиканских индейцев, горький вкус кактуса, и полет ворона в высоких небесах. Это далекий, колдовской мир, полный древнего духа, в котором происходят таинственные магические события.

Все мы мифотворцы. Космический Разум или Космическая Любовь для нас гораздо важнее Реальности "Вселенной Человека". Кастанеда говорит о тайнах именно этой реальности.

Конечно, новое осознание Реальности дает человеку огромное могущество, дает подлинную и невообразимую силу. Только так мы и можем говорить о той Реальности, с которой знакомит нас Кастанеда. "Все, через что я тебя провел, - продолжал дон Хуан, - все, что я показывал тебе, все это было лишь средством убедить тебя, что в мире есть нечто большее, чем мы привыкли видеть. Незачем кому-то учить нас магии, потому что в действительности нет ничего такого, чему нужно было бы учиться. Нам нужен учитель, который даст почувствовать самостоятельность, сможет убедить нас, какая огромная сила таится на кончиках наших пальцев.

"Цель всех магических приемов - воздействие на других людей". Однако, объяснял дон Хуан, новые видящие пришли к выводу, что "магические практики лишены собственной ценности" и отказались "от всей этой чепухи" - ритуалов, заклинаний и прочего. Почему-то обычный человек, - продолжал дон Хуан, - воспринимает магию как нечто скорее отрицательное, и, тем не менее, она его привлекает.

"Магия" - опасное слово. К несчастью, мы разучились чувствовать "дух" и видеть многозначность слов. В нашем прагматическом, обескровленном языке царствует терминология и классификация. Лишь свободный дон Хуан может позволить себе неустанно играть словами, всякий раз напоминая сбитому с толку Карлосу: "Это лишь способ говорить".

"И ты не считаешь себя магом, дон Хуан, правда? - Не считаю,- ответил он. - Я - воин, который видит силу". Короче не скажешь. Постижение Реальности как она есть, через непосредственное восприятие, срывает с человека налет чужих желаний, все эти потуги "управлять" и "принуждать", "воздействовать" и "манипулировать".

Что же извлекает читатель из пестрой канвы событий всех десяти книг Карлоса Кастанеды? Если внимательно читать эти книги, можно разглядеть единый, непротиворечивый комплекс идей и интерпретаций, удивительным образом включающий или дающий новое толкование практически всем, древнейшим и новейшим, магическим техникам.

Магия современной науки, "снежный человек", полтергейст, левитация, ясновидение, управляемое "формирование событий" - эти и другие феномены вплетены, как цветы, в необыкновенно красивый букет, и каждый эпизод, даже самый неправдоподобный, оказывается иллюстрацией этого букета идей, его подтверждением, логическим продолжением и развитием.

В отличие от многих пророков и технологов, Карлос Кастанеда утверждает, что его авторский букет идей не является единственно возможным методом обобщения магических техник. Целостное восприятие Реальности дает возможность любому из нас составлять подобные букеты.

Кастанеда настойчиво разделяет собственно "бытие" и "описание бытия". Он использует это как инструмент постижения и освоения Реальности. Истинная реальность скрыта от нас за плотной стеной описания мира. Именно в этом причина нашей рабской зависимости от общепринятых, навязанных нам еще в детстве, идей и толкований. Как научиться прокладывать путь сквозь эту стену? Может быть, обратиться к учителю?

Вот напутствие Карлоса Кастанеды всем грядущим исследователям Реальности: "Наши трудности на этом простом пути, - сказал он, - вызваны нашим нежеланием принять тот факт, что на самом деле требуется так мало, чтобы идти по нему. Мы ожидаем инструкций, обучения, проводников, учителей, и когда нам говорят, что никто из них нам не нужен, мы не верим этому. Оказаться без посредников, лицом к лицу с могущественной тайной бытия, ощутить нашу способность и наше право говорить на равных со всей грандиозностью мироздания - вот путь исцеления человека от его вечной хандры и безвольных скитаний по мифам? Быть может это единственный способ уравновесить ужас перед тем, что ты человек, и восхищение тем, что ты человек".

Разные люди по разному принимают идеи Кастанеды. Для кого-то это просто духовно-телесные упражнения "Тенсегрити". Другие, познакомившись с расширенным взглядом на Реальность, освобождаются от гипноза догматических "восточных" или каких-то других школ. Третьи проходят в открытую Кастанедой дверь и начинают сами исследовать красоту Реальности. Именно исследовать пока непостижимые возможности этой "отдельной Реальности" человеческой жизни, в отличие от "любителей нирваны", усевшихся в позе Лотоса на ее пороге. "Дон Хуан повернул мой взор вовне и научил меня видеть великолепие мира",- скромно пишет сам Кастанеда.

Мне хочется верить, что этот материал добавит ясности для тех, кто, как и я, мечтает разгадать или просто почувствовать на кончиках пальцев великую тайну - тайну источника нашей силы.