журнал "Госпожа Удача" 1998, #4
4 номер Мы играем в панацею, или как остаться здоровым
Анатолий Баскаков

Лето 1998. Берег жемчужины Урала - озера Тургояк. Я в палаточном городке международного лагеря "Оптималист-98". Здесь съехались более 3000 любителей оздоровительных систем из России, Белоруссии, Украины, Татарстана, Башкортостана, Казахстана...Первые впечатления - организованность, порядок, чистота в лагере. Вечером, а то и днем, любой желающий может прогреться в одной из шести громадных, построенных на берегу озера, передвижных бань и затем окунуться в холодную, прозрачную воду Тургояка. Другое сильнейшее  впечатление - в этом огромном лагере я не встретил ни одного пьяного человека. Впрочем, как бы для контраста, за сеткой забора, на территории базы отдыха "Серебрянный пляж" стояло с десяток палаток челябинцев, для которых отдыхать и выпить - понятия пока неотделимые. После разговора с колоритным жителем такой палатки выяснилось, что ни о каком противостоянии речи нет, просто ребята присматриваются к другому, ставшему уже непривычным образу жизни.

Привычки управляют миром. Они фиксируют виды питания, виды услуг, виды одежды, виды жилища, виды индустрии. Устойчивые привычки человеческой цивилизации, привычки рассуждать или питаться согласно определенному рутуалу, становятся разрушительными не только для здоровья отдельного человека, но и в глобальном общечеловеческом масштабе. В чем секрет устойчивости этих привычек? Что нас удерживает от пересмотра хотя бы своего стиля питания ? Что нам мешает заменить миллионы голов скота на растительную пищу? Оздоровительную для человека. Простую в производстве. Почвозащищающую. Более малозатратную в энергетическом отношении. Удерживает только одно, - ПРИВЫЧКИ ! И, наконец, что проще менять? Почву? Воздух? Воду? Или привычки? Что проще очищать - почву, воду, воздух? Или привычки? С чего проще начинать - устранение экологических проблем или устранение разрушительных привычек? Это вопросы, которые побудими меня поразмышлять о возможных способах самозащиты наших привычек от изменений. Считаю, что один из способов фиксации привычек - наша привычка верить в ПАНАЦЕЮ. Вспомним  историю попыток массового изменения привычек... Начавшись с робких ручейков аэробики, сыроедения и бега от инфаркта, различные оздоровительные методики мощным потоком наполнили страницы прессы, экраны телевидения и афишные тумбы. И почти каждая методика объявляет себя универсальной, исцеляющей от всякой болячки и дарующей долголетие и бодрость духа. В общем панацеей. Обычно, наиболее убедительными пропагандистами этих методик становятся те, кому они действительно помогали. Успех одного вдохновляет других.

БЕГОМ ОТ ИНФАРКТА

Вернемся на десяток лет назад в начальный период массового увлечения оздоровительным бегом после выхода книги Гилмора "Бег ради жизни". Новозеландский автор ярко и убедительно доказывал, что достаточно ежедневно или хотя бы пять раз в неделю бегать трусцой по 15 минут, и через несколько месяцев у гипертоников начнет снижаться давление, реже будет биться сердце и т. д. Многие побежали. Однако спустя некоторое время в общем восторженном хоре стали появляться робкие голоса тех, у кого давление крови и частота пульса не только не снижались от бега, но даже повышались. Со временем появилось даже ироническое выражение "бег к инфаркту" вместо "бег от инфаркта". Становилось ясно, что при всей привлекательности и пользе бега для большинства людей немало и тех, кому зацикленность на беге трусцой просто вредна.
К сожалению, рекомендации, ограничивающие применение этого метода, появились в печати значительно позднее, разобраться в них было труднее, чем освоить простые правила - "вышел и беги", "чем больше, тем лучше". В результате некоторые энтузиасты не только приносили вред себе лично, но и своими неудачами дискредитировали в глазах многих людей этот эффективный метод.
Известный пропагандист оздоровительного бега Борис Бочаров на страницах журнала "Будь здоров!" вспоминает: "В течение трех лет я каждое утро пробегал трусцой 6 км примерно за 30 минут. Независимо от погоды, самочувствия, настроения. А по выходным бегал по 2-3 часа. Свой 40-летний юбилей отметил высшим личным достижением - пробежал марафонскую дистанцию".
Правда, на работе после пробежек он чувствовал усталость, давление не снижалось, пульс не урежался, каждый год обострялась язва. Наконец он решил, что не создан для бега. Перешел на пешие прогулки, и здоровье улучшилось.
Значительно позже он узнал, что людям так называемого гиперкинетического типа, бег противопоказан. Особенность этого типа проявляется в одновременном повышении многих физиологических показателей - давления, пульса, секреции и кислотности желудочного сока, возбудимости центральной и вегетативной нервной системы.
Сейчас он старается придерживаться умеренности во всем. Как говорится, ничего "пере" (перенапрягаться, переедать, переохлаждаться и т. д.), чувствую себя вполне прилично, и по-прежнему интересуется разными методами оздоровления...

ПАНАЦЕЯ И ПАНАЦЕЙЩИНА

Я бы не стал специально говорить об этом, если бы не прочитал недавно статью психолога В. М. Михайлова - руководителя петербургской школы Дао.
В своей статье, опубликованной в журнале "Цигун и спорт", он пишет, что большой арсенал практикуемых сейчас оздоровительных систем и методов нужно рассматривать как огромную аптеку, склад лекарств для тела, психики и духа. Но эти лекарства можно использовать лишь строго по показаниям и с осторожностью.
Ни одна из систем оздоровления не является панацеей, у любой из них есть свои показания, противопоказания и ограничения. Одних та или иная система может вылечить и спасти, а других - покалечить.
Михайлов пишет, что иногда люди, стремящиеся к здоровью и гармонии тела и духа, так увлекаются каким-то методом, что становятся ортодоксальными, зашоренными апологетами (например, вегетарианства, сыроедения, макробиотики и др.).

ВЗРОСЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТКЕ


Далее В.М.Михайлов более подробно останавливается на анализе "Детки" - системы Порфирия Иванова, которая имеет немалое число приверженцев.
Закаливание по Иванову действительно является высокоэффективным методом, помогающим сохранить или восстановить здоровье многим людям. Но этот метод полезен далеко не всем. С точки зрения Михайлова как психолога, этот метод показан прежде всего людям с заниженной самооценкой, астеникам, т.е. людям, часто испытывающим вялость, слабость, имеющим повышенную утомляемость, людям робким и застенчивым, неуверенным в себе.
Для таких людей, пишет Михайлов, достаточно одного - двух лет регулярных обливаний ледяной водой на морозе и купания в проруби, чтобы стрессовые температурные воздействия нормализовали отстающие звенья в энергетической системе всего тела, укрепили психику, наладили сбалансированное функционирование всех систем организма.
В этом на собственном опыте убедился и сам В.М.Михайлов. Но, по мнению автора статьи, после достижения такого эффекта приходит время прекратить или, по крайней мере, ограничить, уменьшить практику закаливания ледяной водой, чтобы не наступило переразвитие тех же звеньев и угнетение других, контрастно сопряженных.
У некоторых людей, считает Михайлов, имеющих многолетний опыт проведения регулярных сильнодействующих закаливающих процедур по системе Порфирия Иванова или по другим схожим системам, появляются неблагоприятные патологические изменения личности - повышенное самомнение, настойчивость, переходящая в упрямство, образование сверхценных идей, подозрительность.
Подобное духовное перерождение личности самим человеком не замечается. Ему кажется, что никогда в жизни он себя не чувствовал так замечательно, никогда не был так силен и работоспособен. Это он демонстративно заявляет при всяком удобном случае.
У кого-то подобное проявление завышенной самооценки в дальнейшем может привести к обострению психоэмоциональных реакций - обидчивости, гневливости, непримиримости, категоричности, агрессивности.
Такие люди страдают грехом, который у христиан считается самым трудным для преодоления, - непомерной гордыней.
В своей статье Михайлов приводит несколько известных ему примеров печальных судеб людей с негативными последствиями многолетнего моржевания, тренировок по системе Цигун, длительного голодания в сочетании с уринотерапией.
Михайлов утверждает, ссылаясь на медиков, что закаливание ледяной водой противопоказано и при некоторых хронических болезнях, таких как гастрит и язвенная болезнь, болезни печени, желчного пузыря и кишечника, сердца и почек...
Можно просто отмахнуться от подобных рассуждений или дать вовлечь себя в распространение негатива об оздоровительных системах. Я же убежден, что большинство практикуемых у нас оздоровительных систем, в том числе и система Иванова, действительно приносят пользу.
Единственное замечание: энтузиасты этих систем должны иметь опыт самонаблюдения, учитывать мнение специалистов и руководствоваться не столько ажиотажем окружающих, сколько здравым смыслом.

ОСТОРОЖНО: ТРАВЫ !

Ни одна система, ни один метод, к сожалению, не являются панацеей. Полезны же они лишь в той мере, в какой каждый из нас может извлечь из них пользу для себя.
Мне уже приходилось слышать о том, что далеко не все травы полезны, более того - далеко не все безвредны. Но репутация трав и, естественно, травников настолько непогрешима, что приходится повторяться. Кандидат медицинских наук А. Мельников собрал на многие травы солидный компромат. Он подверг сомнению некоторые постулаты, на которых держится траволечение. В частности, утверждение, будто все травы экологически чисты. Или что травы не вызывают аллергию.
Самый главный миф считает Мельников, что травы, в отличие от лекарств, как минимум безвредны. Между тем, травы не только лечат, но иногда и калечат - повышают давление, воздействуют на печень и почки.
Мельников в итоге своих размышлений приходит к экстремальному, с моей точки зрения, выводу: "Вспомните, скольких больных вылечили травники и у скольких из них было документально доказано существование неизлечимой болезни. Я не припомню ни одного. Зато исцеления несуществующих болезней часто становятся поводом, чтобы провозгласить очередную панацею".
Разделяя во многом пафос уважаемого ученого, я все же не могу согласиться с его попыткой поставить крест на травах. Охотно верю, что ученый не может припомнить ни одного случая излечения целителями тяжелейших больных. Но это, простите, не аргумент.
Еще не так давно вмешательство в собственное лечение в нашей стране считалось недопустимым. Литературу по самолечению просто не издавали. Человек не мог сам выбрать ни лечащего врача, ни метод лечения, ни хотя бы рецепт травяного сбора.
Сейчас время формирования, восстановления почти забытого ощущения выбора. Мы сами выбираем - здоровье или ожидание болезни, веру в успехи медицины или в народную мудрость, примерку оздоровительной системы или привычные негативные рассуждения.

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ ?


Конечно же, я не мог обойти стороной известный во все времена и всем народам способ лечения. Чем плох испытанный способ: выпить рюмку и закусить ее селедкой? Нередко, обнаружив, что у него резко упало давление, человек сразу же открывает бар, чтобы налить себе рюмку коньяка. Алкоголь действительно несколько повышает давление, но лишь на короткое время. Врачи поэтому советуют другое: съесть соленый огурец. Десять граммов соли удерживают в организме целый литр жидкости, отчего давление повышается".
Итак, спросим себя - не играем ли мы в панацейные игры, и так ли уж катастрофически вредны - соль и сахар, красное вино и жареный картофель? Возможно нас оздоровит и прибавит успешности смена привычного питания, а может быть подойдет и традиционная пища без ограничений, но в сочетании с русской баней и субботним голоданием? Информация доступна, самонаблюдение всегда под рукой. Делайте свой выбор!
Возможно, у кого-то традиционные продукты или приемы лечения связаны с наработанными в детстве негативными комплексами. Поэтому их выбор - обратится к альтернативным способам питания и исцеления.
Отнесемся с должным уважением к этим поискам.

Хотя не лишне будет время от времени возвращаться к вопросу:
- А может быть это опять чья-то попытка продажи панацеи?
И относиться к очередной чудесной методике так, как дети относятся к игре. Они играют, пока им весело и интересно. Они принимают игру всерьез, но все-таки осознают ее условность.
И мы, как мудрые дети, должны быть готовы с легкостью выйти из игры, тем более, если она перестала для нас работать.