журнал "Госпожа Удача" 1998, #6
6 номер ОКРЫЛЯЮЩИЕ КОЛЕСА
(опыт синтеза рекламного текста) Анатолий Баскаков


Одно из самых ярких чувств в жизни каждого человека – соприкосновение с новым, еще не познанным, или престижным, притягивающим к себе...

Хомо сапиенс и хомо автомобиликус

Согласитесь, что человек без автомобиля и человек с автомобилем – это два разных вида человека. Самое простое объяснение – автомобиль – показатель достатка, и у человека, приобретшего этот показатель, появляется чувство превосходства. Очень примитивное объяснение. Может быть, только первые несколько дней это чувство присутствует. А на самом деле все гораздо сложнее.
Во-первых, автомобилисты чувствуют себя членами большого братства, этакого своеобразного автомобильного клуба. Им всегда есть о чем поговорить друг с другом, даже если они стоят на разных ступеньках социальной и интеллектуальной лестницы. Такое сильное родство душ ощущают, пожалуй, только молодые мамы, которые с упоением рассказывают друг другу, как у ребенка резались зубки и какой был стул.
Во-вторых, автомобилисты чувствуют себя принадлежащими к категории успешных людей. Во всяком случае в нашем обществе автомобиль – это не только средство передвижения, но еще и своеобразный эталон успешности. А человек, которого считают успешным, и в самом деле ведет себя как успешный человек – он стремится реализовывать ожидания окружающих. И это – мощный двигатель на пути к успеху.
Очень важный момент – человек в машине чувствует себя более защищенным. Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в проксемику – отрасль психологии, которая исследует роль окружающего пространства в общении людей. Мы общаемся не только с помощью слов, жестов и мимики. Наше отношение к окружающим мы выражаем еще и силой пространственного контакта. В зависимости от симпатий и антипатий мы регулируем дистанцированность от собеседника. К сожалению, не всегда эта дистанция устанавливается нами. Мы стремимся овладеть пространством, подчинить его себе, потому нам так важно иметь собственный кабинет, собственный дом, собственное место на пляже. Нас раздражает, когда кто-то вторгается без нашего позволения в наше личное пространство. Автомобиль позволяет иметь это личное пространство даже в самом людном месте города. Человек в автомобиле чувствует себя защищенным.
Есть еще одно великое чувство, которое дает нам автомобиль. Двигаясь пешком по улице, в салоне автобуса или трамвая мы волей-неволей контактируем с теми, кто оказался рядом. У владельца автомобиля есть возможность выбирать, с кем вступать в контакт, а с кем – нет. Это и есть свобода, ибо что есть свобода? Возможность выбора.
А теперь к ощущениям психологического уровня добавьте чувства физического превосходства. Ты становишься сильнее, мощнее, быстрее. Есть такое мифическое существо – кентавр, человекоконь. Его ощущения наверняка во много раз слабее ощущений автокентавра, существа, приобретшего сотни лошадиных сил.
Конечно, у человека, управляющего этой силой, имеющего такие дополнительные возможности, меняется контекст восприятия окружающего мира. И по законам психологии меняется человек.
Он становится более сильным, более свободным, более успешным.

Блеск и крутизна иномарок

Лето. Жара... Выйдем из офиса на улицу и подойдем к автомобилю. Откроем дверь...
Думаю, дальнейшие ощущения знакомы всем. Жар, выходящий из салона, напоминает хорошо прогретую сауну, правда, с легким оттенком запахов пластмассы и других материалов весьма искусственного происхождения. Горячие кресла навевают мысли о сковородках и чертях, руль обжигает руки, а спешно открытые настежь окна совершенно ничего не меняют.
Одна знакомая девушка как-то призналась мне, что летом она с удовольствием ходит на работу потому, что в офисе, как и в автомобиле ее шефа, есть кондиционер. Думаю, что многие ее поймут и согласятся. Любому здравомыслящему руководителю понятно, что его разморенный жарой сотрудник, даже если он и сидит за рабочим столом, думает скорее о морском прибое или о прохладном душе, нежели о том, как принести прибыль родному предприятию. Поэтому офисы солидных коммерческих фирм заботливо оснащены кондиционерами. Как и салоны солидных автомобилей.
А у тех, у кого их нет, выход один – скорее газ в пол и – навстречу ветру. Легкое дуновение встречного потока воздуха – почти блаженство... Стоп, приехали. Красный сигнал светофора – и вы среди себе подобных бедолаг дружно дышите едким смрадом выхлопных газов своих же автомобилей, а газанувший у вашего окна
"КамАЗ" добавляет «приятных» ощущений в виде черной сажи.
Светофор. Жара... Рядом останавливается иномарка с наглухо задраенными окнами. За стеклом видно свежее симпатичное лицо явно не утомленной жарой девушки. Понятно – работает кондиционер.
Мы рассуждали об отличиях психологии автомобилевладельца от психологии простого смертного, не имеющего ключей от собственного автомобиля. Но не менее, если не более глубокое различие между владельцами автомобилей типа "Таврия" и обладателями престижных иномарок – "Мерседес", "БМВ", "Шевроле"...
Человек на хорошей машине более великодушен и менее озлоблен. Ему не приходится десять раз на дню шипеть сквозь зубы: "Не хлопайте дверью", ибо никому не придет в голову с размаху закрывать двери такой машины.
Летом здесь не поджариваются в салоне, словно курица в духовке. В дороге наслаждаются звучанием прекрасной стереосистемы. Хороший автомобиль действует, как квалифицированный психотерапевт: сел в кресло – и все неприятности стали чем-то далеким и неважным.
В таком автомобиле не проводят время от встречи до встречи, не проскакивают от места до места, в таком автомобиле живут полной жизнью. Торопиться на встречу можно на "Жигулях". На "Шеволе" на встречу прибывают.

Автомобиль для лидера

Богатство ощущений, испытываемых от езды на хорошей машине, сопоставимо с самыми яркими телесными наслаждениями – купанием в море, занятием любовью, путешествием в экзотические страны...
Можно долго рассуждать об амортизаторах, о легкости руля, о комфортности салона, но это разговоры для "мужского" клуба. Главное, что и без этих рассуждений о техно-дизайнерских чудесах, владелец классной машины чувствует себя способным решать свои проблемы на другом уровне. И зачастую делает это. Может быть, это утверждение и кажется неожиданным. Но психологически оно вполне обоснованно – смена контекста восприятия мира за рулем хорошей машины перестраивает психологию человека, делает его более раскованным и свободным, способным на нестандартные решения. Так что можете смело считать свое авточудо учителем и воспитателем. Воспитателем настоящего лидера.

Ибо что отличает лидера? Умение работать с риском, смелость и нестандартность решений.

Павел Яковенко, директор екатеринбургской фирмы МИКРОКЛИМАТ, приглашает владельцев автомобилей любых марок открыть дверь его офиса и заказать установку кондиционера. Телефон фирмы (3432) 55-75-90.

До встречи на перекрестке!