газета "О главном" 2000, #7
ЗДЕСЬ УЧАТ ПРОЕКТИРОВАТЬ "ФАН-КЛУБ"
Анатолий Баскаков


Что вы знаете о фан-клубах? Что они объединяют молодых людей, подчинивших свою жизнь поклонению кумиру эстрады или спорта. Фанатеющие подростки порой делают жизнь этого кумира просто невыносимой, а толпы фанатов-болельщиков спортивных команд могут становиться страшной, разрушительной силой. Примерно так рассуждал я, отправляясь во Дворец творчества на Алом поле, на встречу с победителем конкурса педагогов дополнительного образования "Золотой УДОД" Жанной Николаевной Соболевой.
"Вам лучше самому увидеть, как она работает, как общается со своими старшеклассниками, а затем поговорить с ней самой. Ее программа - элитная персональная работа с подростками. Это педагогика раскрепощения творческого потенциала подростка, педагогика XXI века. Кстати, Жанна Николаевна уже не раз получала предложения от крупных бизнесменов заниматься с их детьми вне Дворца, на частной основе. Однако она наша, наша выпускница, любимица детей. Сейчас она работает над оформлением своей методики в виде книги. Придет время, будем помогать ей издать эту книгу". Так рекомендовала мне Жанну Соболеву зам. директора Дворца творчества на Алом поле - Тамара Николаевна Кузнецова.
Заглянув в просторную аудиторию на первом этаже главного корпуса дворца, я увидел - перед группой старшеклассников говорил о чем-то своем, важном, вернее размышлял вслух, рослый симпатичный парень. В своем выступлении он несколько раз произнес: "программа моей судьбы", "я намерен изменить свою судьбу через работу с родителями", "возможно, потребуется изменить представления моей семьи о моем будущем" и другие подобные фразы. Сидящие за столами ребята слушали, задавали вопросы, что-то деловито записывали. Посидев на занятии, я услышал довольно конкретный план действий молодого человека по оздоровлению отношений внутри своей семьи. В завершении своего выступления он продемонстрировал сверстникам и передал "Жанне Николаевне" журнал с результатами своего анализа внутрисемейных отношений и планом мероприятий по их коррекции.
После завершения этого необычного для меня доклада-дискуссии, я побеседовал с автором педагогической технологии "Я и Мы", Жанной Соболевой. Перед ней - стопка журналов-отчетов по работе фан-клуба "Моя семья". Жанна Николаевна рассказала, что идея обучения ребят способам самоорганизации и навыкам проведения подростковых фан-клубов возникла несколько лет назад. Возникла как ответ на потребность молодежи в творческом общении со сверстниками. Постепенно была разработана методика создания канала передачи старшеклассникам информации о современных психологических знаниях, так порой необходимых для решения их жизненных проблем.
С одной стороны подростковый фан-клуб - это временный творческий коллектив старшеклассников, заинтересованных в решении своих, в чем-то похожих проблем. С другой стороны - это просто подготовка отдельного человека к решению своей проблемы, получение им навыков управления группой сверстников-слушателей, отработка приемов вовлечения их в свой проект. И контрольное задание - организация своего выступления на фан-клубе. На вопрос о том, какие еще темы прорабатывались ее подопечными, Жанна Николаевна назвала по памяти следующие: "Конфликты и пути их разрешения", "Как снять стресс", "Как управлять делом", "Организация праздников", "Чему учит риторика", "Актерское мастерство", "Играть на гитаре - это очень просто". С октября 1999 года, все существующие молодежные фан-клубы работают в рамках областной молодежной общественной организации "ЮВЕНТА", председателем правления которой является сама Жанна Соболева.
Пролистав несколько журналов фан-клуба "Моя семья", я попросил разрешения процитировать их без указания фамилий авторов.
Елена: "… По мнению моей мамы, программа моей судьбы должна складываться так: Закончить среднюю школу. Поступить в институт. Быть умной, доброй, красивой девушкой. Закончить институт. Работать на престижном предприятии, в дружном коллективе. Выйти замуж, родить детей. Заниматься их воспитанием вместе с мужем. Заниматься саморазвитием. Помогать другим людям. Быть уважаемой счастливой женщиной. Мой папа предполагает примерно тот же самый сценарий.
Но я составила свою программу судьбы: Хорошо закончу школу. Поступлю в институт. Буду подрабатывать, чтобы не зависеть от родителей. Закончу институт. Стану профессионалом в своем деле. Перейду на хорошо оплачиваемую работу. Поработав года полтора, открою приют для бездомных животных, буду их содержать и подыскивать им хозяев. Выйду замуж по любви и по расчету. Стану женой и матерью. Каждое лето будем с семьей ездить отдыхать к морю или за границу. Буду содержать конюшню, заниматься конным спортом. Еще раз поступлю в институт для повышения квалификации и для разнообразия в жизни. Стану бабушкой. Всю жизнь буду жить в достатке, несмотря на все дела, которые я открою.
Проанализировав отличия в видении своей судьбы мной и моими родителями, вижу, что они во многом совпадают, поэтому работа по изменению их взглядов на мою судьбу пока не требуется. Думаю, что работа в "ЮВЕНТЕ" с моим фан-клубом, согласование и проговаривание программы моей судьбы, запрограммируют мою жизнь на ее успешное выполнение…".
Антон: "Создавая этот журнал, я, наконец, узнал, в чем смысл жизни моих родителей, для чего они живут в этой жизни, какая их жизненная позиция. Транзактный анализ помог мне понять, на каких уровнях происходит общение в моей семье. По мнению родителей, то, что я смог составить их и свой вариант видения будущего, поможет мне в строительстве собственной судьбы. Я понял, что для моей семьи очень важно, кем я стану в будущем".
А вот фрагмент коллективной декларации фан-клуба "Будущее России":
Мы - будущее России. Мы хотим быть здоровыми, полезными, защищенными, духовно богатыми. Сегодня обстановка в стране не способствует этому, налицо рост насилия, наркомании, правонарушений. Нам хочется изменить мир к лучшему, поэтому мы объединились. Мы надеемся, что нас услышат взрослые, учителя, наставники, которые нас научат и поддержат. Мы верим, что найдутся люди, которые думают не только о себе, но и о будущем Родины, и что они нас поддержат материально. Известно, что благотворительность выгодна всем ее участникам. Мы хотим иметь возможность самоутвердится, стать достойными гражданами России. Если вам близка наша позиция, если вы любите Россию, вот вам наша рука!…"
В завершении нашей беседы Жанна Николаевна на вопрос о том, отслеживает ли она судьбу своих подопечных после школы, рассказала о нескольких уже состоявшихся судьбах, показала письма со словами благодарности и пачку фотографий. На меня с фотографий смотрели улыбающиеся, уверенные в себя ребята.
Да, заходя в этот Дворец, я наделся увидеть знакомую мне по пионерским временам картину: кто-то строгает модели кораблей, кто-то паяет радиоприемники, младшие дети танцуют и поют, а старшие осваивают видеотехнику (в те времена - фото и кино). Сегодняшняя реальность оказалось и проще и интересней. Я увидел, услышал и почувствовал атмосферу среды, в которой ребята осваивают главный на их взгляд инструмент - имение общаться и проектировать свое будущее. Умение говорить вслух о своих планах. Умение формировать из сверстников команду приверженцев и делать их и свою жизнь более наполненной, интересной. Я на практике познакомился с элементами педагогики XXI века.