газета "О главном" 1999, #7
СТАНЕТ ЛИ УЛИЦА ТРУДА - "РУБЦОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ"
Анатолий Баскаков


Статья "Будет ли у Челябинска свой силует", опубликованная в газете "О главном" 16 сентября, заинтересовала многих. Письма и телефонные звонки горожан позволили мне вернуться к этой теме. Вопросы, интересующие челябинцев, в основном касались двух тем:
1. Каковы результаты объявленного главархитектурой конкурса "Новому веку - новый дом"?
2. Как будет выглядеть через 5-10 лет набережная реки Миасс и улица Труда?


Для компетентных ответов на эти и ряд других вопросов я обратился к специалистам - архитекторам и производственникам. Сегодня отвечает на вопросы Леонид Петрович Лейдерман (фото), технический директор ЗАО "Завод железобетонных изделий N1".

А.Б.: Леонид Петрович, главное управление архитектуры города, объявившее в начале года конкурс "Новому веку - новый дом", поставило ряд довольно жестких требований к конкурсным проектам. В чем их суть?

Л.П.: Конкурс проводился на типовую секцию жилого дома, отвечающего современным, достаточно противоречивы требованиям. Очевидно, что совместить силуэтную многоэтажность и многовариатность решения фасадов с минимальными затратами при строительстве и эксплуатации жилья - очень непросто. Кроме того, для проектного управления "ЖБИ-1" участие в конкурсе приобретало смысл, если все изделия и детали дома смогут быть изготовленными заводом ЖБИ-1. Тем не менее, я считаю, что в нашем проекте - "секция 121-Т", представленном на конкурс, учтены практически все требования главархитектуры.

А.Б.: Известно, что 10-этажные типовые дома-коробки 121 серии, строящиеся сегодня в Челябинске для Урала довольно холодны. Учтено ли это в новой серии?

Л.П.: Для новой блок-секция 121-Т разработаны наружные стеновые панели толщиной 400 мм с повышенными теплозащитными качествами. Их коэффициент приведенного сопротивления теплопередаче стал 4,2 вместо прежнего - 2,6. Это полностью соответствует современным требованиям для Урало-Сибирского климатического района.

А.Б.: Каждый, кто заезжал в квартиру 121 серии, помнит проблемы, связанные с подъемом крупногабаритной мебели. Известны проблемы не только с инвалидными, но и детскими колясками. Есть ли в этом смысле преимущества у новой блок-секции?

Л.П.: В конкурсном проекте предусмотрено применение широкого лестнично-лифтового узла, а также новые лифты с возможностью перемещения на них инвалидов с колясками. По сравнению с прежней увеличена высота этажа. Увеличена ширина входов в квартиры и комнаты, что конечно значительно облегчит траспортировку крупногабаритных вещей. Кроме того, разработанные планировки блок-секции позволяют строить дома с различным набором квартир в рядовых и торцевых секциях. Вот несколько схем с вариантами планировок (см. рис. 1-3).

А.Б.: Рынок вторгается в строительное дело все активнее. Задача построить как можно больше жилья и только, уже никого не устраивает, и в первую очередь тех, кто занимается его реализацией. Ну, и будущих владельцев, конечно. Они хотят активно участвовать в процессе первоначального обустройства своих будущих жилищ, их планировки и отделки. Отвечает ли ваш проект таким вот, повышенным требованиям покупателей?

Л.П.: Покупатель всегда прав, и мы, проектировщики идем ему навстречу.
На первых этажах предусмотрены пока еще новые для нас усовершенствования - специальные пандусы для инвалидов, комнаты для вахтеров, нестандартный интерьер вестибюля. Разработаны также планировочные решения следующих блок-секций:
Блок-секция с встроенной в цокольный этаж автостоянкой;
Блок-секция с входом и квартирами для инвалидов;
Блок-секция с встроенными в первый этаж общественными помещениями.
Мы готовы к проектированию и параллельному изготовлению оснастки и по специальному заказу. Наш проект - это поисковая, экспериментальная работа, доказавшая, что панельное домостроение не изжило себя, с ним можно и нужно творчески работать.

А.Б.: В таких известных комплексах, ставших украшением Москвы, как "Золотые ключи", "Рубцовская набережная", "Кунцево" будущим жильцам предлагается возможность уже на стадии строительства принять участие в планировке квартиры, а в дальнейшем использовать широкий выбор вариантов ее отделки вплоть до разработки индивидуальных проектов. Смогут ли будущие жильцы ваших домов новой серии позволить себе такой выбор?

Л.П.: Наличие вариантом планировок в конечном счете зависит от стоимости продаваемого жилья. Такого рода проекты как "Рубцовская набережная" проектируются на базе жилищных комплексов нового поколения. Спроектированные по-современному, они удивляют привыкшего к хрущобной тесноте просторными квартирами, удобными и светлыми прихожими, застекленными эркерами, мансардами, автономными котельными. Но себестоимость изготовления одного квадратного метра такого жилья все таки в несколько раз выше того, что предлагалось на данном конкурсе.

А.Б.: Многие читатели считают, что крупнопанельное домостроение отходит в прошлое. Однако известно, что престижная "Рубцовская набережная", которую Юрий Лужков строит в Москве состоит именно из крупнопанельных домов. Это что, тоже ряд одинаковых коробок?

Л.П.: Нет. Рубцовский жилой комплекс общей площадью 32 тысячи квадратных метров включает пять корпусов, состоящих из индивидуальных панельных блок-секций переменной этажности. Во всех корпусах - мансардное завершение, включающее технический этаж и теплую мансарду, покрытую черепицей.
Композиционный центр - третий корпус - включает 17-этажную прямую блок-секцию и две угловых блок-секции по 14 этажей. Они имеют сквозные проходы, позволяющие обитателям дома свободно пользоваться зоной отдыха, расположенной в глубине комплекса, подальше от шумной автомагистрали.
Завершает застройку пятый корпус, состоящий из двух 10- и 12-этажных секций. Панели жилых этажей облицованы плиткой "под кирпич", что в сочетании с отделкой первого этажа "под естественный камень", белыми деталями лоджий и зеленой крышей меняет образ традиционно безликого панельного дома. Здесь использованы блок-секции новой серии П-44 МТ - гордость московского ДСК-1. Конечно, это ломает устоявшийся технологический процесс, но руководство ДСК-1 идет навстречу архитекторам, проявляя понимание стоящих перед ними задач.
Замечу, что "Рубцовская набережная" - это пример проекта, когда панельное домостроение осуществляется в виде законченного комплекса с активным силуэтным решением, "живой" цветовой колористикой и разноэтажностью, что создает архитектурный "эмоциональный всплеск" на набережной, которым можно любоваться с разных сторон.
Для любого архитектора праздничным становится тот день, когда он видит практическое начало воплощения своей идеи. Проектировщики Челябинска внимательно изучают московский опыт. Надеюсь, что и Вячеслав Тарасов присматривается к опыту Юрия Лужкова.

От редакции:
Итак, читатель, вам стало известно, что проект современного панельного жилого дома, который мог бы производится у нас в Челябинске, существует. Естественно возникает вопрос - будет ли главархитектура продолжать бесконечные поиски "оптимальной застройки" набережной Миасса и улицы Труда, или у нас в Челябинске может появиться что-то похожее на "Рубцовскую набережную" в Москве. Как скоро это может произойти? В интервью корреспонденту, производственники на ЖБИ-1 заявили, что готовы, при условии поддерки со стороны городской администрации и главархитектуры, подготовить оснастку и приступить к выпуску блок-секций 121-Т уже во втором квартале 2000 года.

Значит, такое будущее не за горами. Но для него необходима финансовая поддержка администрании, возможно потребуется включить механизм "муниципального заказа". А пока, проектировщики ЖБИ-1 на вопрос о том, получено ли ими материальное вознаграждение, обещанное в условиях конкурса - просто покачали головой.

Неужели опять, то будущее, которое деловито вершат москвичи, завязнет в илистом берегу Миасса. Но, зная историю создания и развития челябинского зоопарка, мы надеемся, что дальновидность нашего мэра и заинтересованность Вячеслава Тарасова в лучшем будущем для Челябинска, помогут нашим архитекторам и производственникам.