газета "Человек" 1999, #9
Америка глазами учителя
Задавал вопросы и записал ответы Анатолий Баскаков

Бориса Яковлевича Зельдовича можно без сомнения назвать Учителем с большой буквы. Воспитанный в семье известного ученого Якова Зельдовича, Борис уехал работать в Америку. Уже пять лет как он профессор университета Центральной Флориды.
Как вы понимаете, о системе образования в Америке Борис Яковлевич может судить вполне компетентно, поскольку у него есть возможность познакомиться с системой образования не только с точки зрения преподавателя, но и с точки зрения родителя. Его дочь учится в американской школе. Сын после окончания высшей школы принят в знаменитый МТИ (Массачусетский технологический институт).
Несмотря на то, что Борис Зельдович может сравнивать достоинства и недостатки обоих систем образования, делает он это весьма неохотно. Предпочитает сообщать факты, продоставляя слушателям самим делать выводы. Мне кажется, это просто особенность американского стиля преподавания - никому не навязывать свою точку зрения.


Две системы образования

Российская система образования была сформирована под советские условия жизни. Человек получал профессию, как правило, раз и на всю жизнь. Работать на одном месте считалось доблестью. В лучшем случае, работник совершенствовался в избранной профессии. Но, как правило, он довольствовался знаниями, полученными в молодости.

Американская система образования адекватна американскому образу жизни. В среднем американец меняет работу каждые семь лет. Нередко это связано со сменой места жительства. Не обязательно новая работа похожа на предыдущую. Словом, американец, постоянно должен быть готов к переменам, к необходимости переобучаться, перестраивать свой уклад жизни. Поэтому, профессия, полученная в юности, не всегда остается делом всей жизни.

Конечно, есть сферы деятельности, где успеха можно добиться, лишь занимаясь одним делом на протяжении многих лет, например, игра на скрипке. Но мы говорим об общей тенденции.
Российскому человеку трудно постигнуть такую готовность к переменам. Вспоминаются слова булгаковского Воланда из "Мастера и Маргариты" о москвичах, которых "испортил квартирный вопрос". Действительно, переезд в другой город в связи со сменой работы считается у нас чуть ли не катастрофой.

Я не берусь предсказывать и советовать, как строить новую систему российского образования и воспитания. Думаю, здесь в России достаточно светлых умов и вы сами разберетесь, что и как сегодня необходимо менять. Знаю, что в Челябинске над этими проблемами работает Герман Платонович Вяткин, которого я безмерно уважаю, как ученого и практика.

Американец свободен во всем,
даже в выборе программы обучения


Я обучался в американских школах с 5 по 12 класс. Родители, у которых есть дети-школьники, поймут, о чем я говорю. Каждый из них вновь проходит школу вместе со своими детьми.
Если говорить об особенностях американского обучения, то следует отметить большую самостоятельность ученика в выборе учебного расписания. Ученик сам выбирает из 20-30 предметов те, которые он будет изучать. Конечно, есть некоторые ограничения. Для получения диплома об окончании школы ученик должен освоить какой-то необходимый минимум.

Но каждый год он сам выбирает, что будет изучать. Если например, в этом году он выбрал биологию, то каждый день у него будет урок биологии и за год-два он пройдет весь необходимый курс, получая знания не маленькими порциями, а большими блоками. На следующий год он может так же изучать, например, химию. Точно так же выбирает себе индивидуальный набор дисциплин и студент университета, колледжа. В университете для получения диплома об окончании студент должен набрать 120-150 кредит-часов. Зачет или экзамен за одну дисциплину, один курс (например, английский язык) оценивается в три кредит-часа. Считайте, сколько предметов должен изучить студент для получения диплома

Проблема успеваемости-
это проблема не преподавателей


Проблема успеваемости в вузах и школах -это проблема не преподавателей, а самих учащихся. Если студент не освоил какой-то курс, он берет его снова или заменяет каким-то другим курсом. Но в любом случае это дополнительная оплата, которая составляет где-то $ 300-400 за курс.

От заключительных экзаменов судьба всего обучения зависит не так сильно, как в России. Студент или учащийся получает оценки своей успеваемости в течение всего учебного процесса. А если по его мнению преподаватель поставил оценку несправедливо, то можно всегда обратиться (и обращаются) в суд. Все оценки, полученные учащимся в процессе обучения заносятся в компьютерную сеть и сохраняются там. По закону даже судимость может быть стерта из памяти Компьютера, но вот ваши отметки не стираются из этой памяти ни при каких условиях.

Обучение- это большая статья
расходов американской семьи


Как правило, обучение в школе бесплатное. Так же сравнительно невелика стоимость обучения в муниципальных колледжах и университетах для жителей данного штата.
Муниципальные вузы содержатся за счет не федерального бюджета, а бюджета штата, поэтому жителям штата полагается большая скидка при оплате обучения. Считается, что они и так поддерживают университет или колледж, платя налоги.

Для сравнения, плата в год для "местных" - $ 2-3 тысячи, для "приезжих"- $ 6,5-7 тысяч.
Плата за обучение в частных вузах в два-три раза выше. Причем в частных учебных заведениях не делается различия в оплате.
Существует, правда, стипендия для студентов, доход семьи которых невелик. Эта стипендия покрывет от 5 до 80 процентов стимости обучения. То есть как бы состоятельные студенты оплачивают обучение несостоятельных. Самое дорогое обучение - это обучение профессиям врачей и юристов. В Америке это привелигированные, элитные профессии.

Кто и как оплачивает обучение

Для студентов, которым сложно оплатить обучение, существуют специальные учебные кредиты. Они почти беспроцентные и оплата по ним начинается с момента окончания учебы. Но студенты предпочитают не влезать в такие долги, а при необходимости находят другие возможности оплаты за обучение.

Например, подрабатывают. Поскольку учиться ты можешь когда угодно и по каким угодно расписаниям, то некоторые молодые люди договариваются с фирмами, что полгода они работают, а полгода учатся.
Родители не так как у нас вмешиваются в самоопределение своих детей, не рвутся привести в "нужный" вуз за руку и не особо опекают свое чадо в материальном смысле. Они считают, что важнее, когда ребенок проявляет самостоятельность. Надо дать ему право на ошибку.

Из чего складывается
стоимость обучения


Вообще, если говорить о стоимости обучения, то она складывается из трех частей.
-Непосредственно стоимость обучения, которая колеблется в разных вузах от $ 2000 до $ 24 тысяч в год
-Плата за проживание. Она равна или превышает стоимость обучения в зависимости от того, где студент живет. Лишь очень немногие выбирают проживание в "студенческих общежитиях". Чаще всего снимают небольшие квартиры или отдельные дома. Но квартиры эти снимаются не "у бабушек". Арендуют специальные квартиры на две-три комнаты, которые выстроены в университетских городках отдельным комплексом. Бывает, студенты снимают такую квартиру на двоих-троих.

Есть студенческие "братства" и "сестринства", которые могут снять дорогой дом, и создать там что-то вроде клуба, где они живут, нанимают специального повара, уборщиков. Словом, вариантов жилья для студента множество. Все зависит от характера молодого человека и размера его кошелька.
-Транспортные и "бытовые" расходы. Редкий американец может представить себя без собственной машины, поэтому и для студента это ощутимая статья расхода.

Конечно, студент, который учится в учебном заведении родного города, сильно экономит на многих расходах, но американцы все же предпочитают пораньше выпархивать из родительского гнезда. И родители только приветствуют такую самостоятельность. Кстати, эмигрантские семьи в этом плане сильно отличаются от семей американцев в третьем-четвертом поколении. Коренные американцы не рвутся вкладывать деньги в образование детей, считая, что это уже проблемы самих детей.
Эмигрантские семьи, напротив, выкладываются, отрывая от себя последние центы, лишь бы их ребенок выучился в престижном вузе и получил престижную профессию.

Сильные и слабые стороны
американской системы образования


Задолго до окончания университета или колледжа студент начинает заботиться о своей будущей работе. Он рассылает во множество фирм резюме со сведениями о себе, о теме своей дипломной работы и о планах на будущее.
Если говорить о качестве знаний и качестве преподавания в российских и американских вузах, то можно отметить, что в России дают лучшие знания по математике, физике, в Америке сильнее преподают биологию и химию. Российские студенты гораздо хуже американцев могут "блеснуть" представить себя, свою работу, свои знания, свои способности, хуже умеют излагать собственные мысли.

Преподаватели американских вузов

Если сравнивать преподавательский корпус российских и американских вузов, то можно заметить большую формализованность отношений американцев. Преподаватели страшно боятся совершить проступок, за который его можно привлечь к суду. К примеру, совершенно немыслимо представить флирт преподавателя со студентками или студентами. Не дай Бог совершить какое-то действие или сказать что-то дискриминирующее студента по расовому или половому признаку.
В конце года студенты пишут отзыв о преподавателе и сдают его за две недели до окончания занятий в деканат. Преподавателю эти отзывы сообщаются уже по окончанию экзаменов. По итогам этих оценок студентов составляется мнение о деловых и прочих качествах преподавателя.
Преподаватели в вузы принимаются на работу в результате конкурсного отбора. На каждую объявленную вакансию в конкурсную комиссию приходит более полусотни заявлений не только из различных штатов Америки, но и из других стран. Поэтому университеты и колледжи всегда имеют возможность сделать хороший выбор.