журнал "ИНФОР" 1998, #1
ИНФОР ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Анатолий Баскаков


Десять тысяч лет назад началась сельскохозяйственная революция, которая превратила племенных кочевников в оседлых крестьян. Несколько столетий назад - промышленная революция: процесс преобразования тысячелетних традиций аграрного общества в общество индустриальное, крестьян - в рабочих, независимых ремесленников - в заводских специалистов и т.д.
Что оказалось наиболее характерным для общества? Массовое производство, массовое распределение, массовый отдых, массовое образование... Основные принципы индустриального общества - стандартизация, централизация, гигантомания.
Сегодня мы живем и эпоху технологической и информационной революции. Важнейшей интеллектуальной характеристикой современного информационного общества является его динамичность и высокий уровень доступности населению всего богатства самой разнообразной информации. Основные принципы его функционирования пока только постигаются. Однако уже сейчас очевидны изменения в организационной структуре промышленного производства: от "массового производства" к "производству массами".
Под последним понимается растущее число малых фирм, быстро увеличивающаяся масса индивидуально практикующих ремесленников, специалистов высшей квалификации, опирающихся на новейшие информационные технологии.
Что же такое информатизация общества? Каковы особенности информатизации нашей страны? В каком будущем мы можем оказаться?
По определению Г.Р.Громова - информатизация общества - это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ всем самодеятельным членам общества к любым (кроме законодательно временно закрытых) источникам информации.
Однако вспомним, что Россия до самого пос-леднего времени жила, основываясь на дозировании информации. Вспомним историю цивилизации. Жрецы тысячелетиями сохраняли за собой исключительную власть, основанную на монопольном доступе к фонду человеческого опыта. Только после изобретения книгопечатания началось мас-совое тиражирование и распространения "семян" знания. Возникла цензура. Затем появились фотография, кино, радио, телевидение, компьютеры, интернет...


Информатизация в стиле национализации


Отдадим должное ученым и политикам Советского Союза. Попытка информатизации экономики страны, предпринятая в 70-е годы, была достаточно решительной. Однако, после того, как данное массированное вложение средств в голубую технократическую мечту завершилось очевидным экономическим крахом, наступила фаза поиска "объективных причин", научно объясняющих нанесенный экономический эффект.
На мой взгляд, "негативные процессы" массо-вой информатизации нашего тогдашнего, уже индустриального, хотя и слабо телефонизированного общества, видимые сейчас в контексте массового насаждения разного рода АСУ-контор, - закономерный результат технократического подхода к решению задач информатизации.
Организовать производство вычислительных машин и создать условия для эффективного использования растущего парка ЭВМ - лишь одна из сложного ряда задач информатизации, которая ни в коей мере не должна заслонять другие, не менее острые: книгоиздательскую индустрию и тиражную политику, телефонизацию, многоканальное телевидение, другие средства коммуникации.
Замечу, что среди факторов, резко ограничивающих рост пропускной способности информационных каналов хозяйственного механизма страны, наряду с низким уровнем телефонизации, не последнее место занимал и совершенно иррациональный, по-видимому суеверный в своей основе страх, который в свое время "компетентные" организации испытывали перед множительной техникой.
Время показало, что оценивать уровень информатизации масштабами выпуска ЭВМ - это по существу то же самое, что оценивать успехи в развитии, скажем, сельского хозяйства числом тракторов, комбайнов, гектарами пашни. Любой искусственно упрощенный подход, как бы внешне привлекателен он ни был, заведомо гарантирует создание под флагом информатизации очередной, еще более масштабной, чем печальной памяти эпохи АСУ, экономической "черной дыры", куда провалились сотни миллионов, тогда еще весомых, рублей.
Время лозунгов и технократических иллюзий закончилось. Стало ясным, что реальность будущего, которое мы хотели бы иметь, определяется комплексностью решения проблем большого бизнеса и организацией малого бизнеса, использованием особенностей национального характера и учетом динамичности современного мира.

Информатизация чувства хозяина

Уже в первом издании Большой Советской Энциклопедии можно было прочитать: "Бесхозяйственность, как особое преступление, уголовным кодексам буржуазных государств неизвестна, в советском же уголовном праве ей уделено много внимания по той причине, что национализация промышленности, транспорта и внешней торговли, ... бесхозяйственность вызвала необходимость обеспечить надлежащую работу тех должностных лиц, на которых возложено руководство производственными и торговыми операциями".
Чувство хозяина, разрушаемое десятилетиями, требует реанимации. Появились хорошие учебники по менеджменту, удобные персональные компьютеры, организованы специальные школы и психологические семинары. Однако и сегодня, как было и всегда, главное для менеджера (как хозяина, так и управляющего) - принятие решений. Чтобы принять решение, нужно собрать и проанализировать информацию, определить и взаимоувязать цели, выявить проблемы, предугадать последствия, оценить альтернативы и только после этого вынести решение и выработать программу его реализации.
Какова здесь реальная роль информатизации? Кем и каким образом обрабатывается информация? Есть ли отличия в информатизации большого и малого бизнеса? Каковы отдаленные последствия информатизации?
Современная контора большого предприятия - это огромный информационный котел, в котором бурлят идеи, мнения, сведения, предложения, проекты. Менеджер озабочен выходом продукта конторы - обеспечение выживания и развития предприятия. Он постоянно решает задачи, в какой информации нуждается тот или иной подчиненный, строит краткосрочные и долгосрочные планы работы, намечает самый дешевый и быстрый путь от производства планов к производству готовой продукции.
Сегодня менеджер понимает, что компьютер - вовсе не панацея, не черный ящик 70-х годов, в который вводится сырая информация и из которого через несколько минут выдаются решения проблем, анализы, готовые тексты доклады, программы и диаграммы. В тоже время, современное предприятие без компьютеризации системы управления просто неконкурентноспособно.
Предприниматель малого бизнеса обязан быть новатором, или обладать на новое превосходным чутьем. Как правило, этот человек обладает парадоксальной коллекцией характерных черт, в число которых входит и  небольшой запас лени, заставляющей его находить самые замысловатые бизнес-идеи, направленные на то, чтобы избежать рутинной работы, стать хозяином бизнеса. В то же время он должен быть достаточно честолюбивым для того, чтобы усиленно работать в целях становления своего бизнеса.
Информатизация такого бизнеса часто заключается в использовании компьютера в качестве пишущей машинки для секретарши или помощника для бухгалтера.
Возвращаясь к особенностям национальной информатизации, замечу, что высокое качество подготовки российских специалистов в области компьютерных наук практически снимает технические проблемы при внедрении простых бухгалтерских систем для малого бизнеса, типа 1С, ВЭСT, ПАРУС. Другое дело - вопросы национальной политики, принципов налогообложения и другие вопросы, тесно связанные с процессами информатизации, но мало зависящие от чьей-то квалификации..
Далее я хотел бы рассмотреть особенности и перспективы нашей информатизации под углом зрения экологичности информатизации, увидеть скрытые аспекты информатизации, обозначить проблему сохранения национального менталитета.

Информационный нерест

"Пусть проигравший плачет!", - бескомпромисно жестко формулируется основное правило "игры" в малый бизнес. Вступая в "эту игру", создатель поисковой фирмы хорошо знает, что, согласно многолетней статистике, шансов на выигрыш у него, увы, совсем мало, однако психологический феномен предпринимателя именно в том и заключается, что он редко сомневается в своей исключительности, а невеселая судьба большинства предшественников только подстегивает его воображение.
Поэтому-то он без колебаний всаживает в реализацию своей коммерческой идеи личное состояние, а при возможности и средства своих единомышленников - людей, ко-торые, к несчастью для них самих и их близких, попали в силовое поле его идеи.
Те же немногие, кто в конце концов выходят из очередного испытания рыночным "тиглем" с трофеем ранее неизвестного технического или коммерческого решения, имеют определенный шанс снять урожай финансового успеха своей разработки.
Происходит это по-разному. Одних дорого "купит" вместе с их творческим трофеем могущественный лидер отрасти, другие самостоятельно поднимаются по виткам спирали успеха вместе со своими предприятиями. При этом важно понимать, что каждый волен рисковать своими средствами, так как общая цена исследования тупиковых пока ветвей технологического прогресса - неотвратимое разорение большинства участников "игры", а вот выигрыш немногих избранных поднимает на очередную ступеньку технический потенциал страны и одновременно пополняет ее казну.
По существу, процесс этот напоминает нерест некоторых видов морских рыб. Чтобы вызреть, рыбе необходимы просторы и биологические ресурсы "большой воды", однако метать икру она может только в особых условиях мелководья.
При нарушении любого из этих условий: нет необходимых ресурсов - "большой воды" или нет свободного доступа к мелководью для нереста, - цепь естественного воспроизводства рвется.


Экология информатизации


Западная деловитость, оборотистость, прагматизм, русским человеком традиционно воспринимались в лучшем случае с усмешкой, а в худшем -с иронией, издевкой и презрением. "Время - деньги" - это формула делового мира, это формула экономического преуспевания.
Есть ли ей опора в глубинах нашей национальной психики? Близка ли она нашей национальной душе?
Мы устремляемся к возрождению религиозных ценностей, мы искренне хотим заполнить образовавшийся за 70 лет нравственный вакуум этими проверенными и никогда вполне не умиравшими в народе ценностями. С другой стороны, нас призывают сделать революционный прыжок в западный образ мышления и экономического бытия.
Русская сказка - это спресованный опыт наших предков. Она как бы несет в себе несколько уровней смысла, один из которых - странное предупреждение: "не торопись, подожди, расслабься". Вспомним, как вначале Емеля лежит на печи, предаваясь лени, а затем как и Илья Муромец оказывается победителем. Он одолевает и жадность и глупость и всякое коварство. Что это? - загадочность русской души или исторический опыт медитативной созерцательности, способствующий выживанию евразийской нации.
Да, наша сегодняшняя молодежь достаточно холодна к традициям созерцания, и, возможно, пройдя курс интернациональной музыкально-роковой культуры, насмотревшись мультфильмов Уолта Диснея и наигравшись в компьютерные игры, готова жить и мыслить по-западному. Однако, возможно должно смениться еще не одно поколение, чтобы эта прививка западного стиля мышления стала глобальным намерением, вошла в кровь всей нации.
К тому же, я не уверен, что эти предполагаемые метаморфозы были бы благом. Едва ли мы понимаем, как потенциально бесценно то русское своеобразие, которое дало Рублева и Толстого, Пушкина и Гоголя, Чехова и Достоевского.
Настал период, когда необходимо сделать вполне определенный выбор. Во всяком случае, перед народом: должны быть во всеуслышанье обозначены национальные духовные проблемы, внятно и трезво названы реальные и взаимоисключающие альтернативы возможного будущего.


Горький вкус будущего


Все попытки найти радикально новую отправную точку для рассуждений о будущем России порождают чувство безнадежности. Здесь я не намерен сетовать по поводу "мертвой хватки" прошлого или наших ограничивающих представлений о будущем, ибо это наихудший способ признать свое бессилие или утверждать, что все потеряно, что мы одиноки и преисполнены почтения к прошедшему.
В этой статье мне бы хотелось попытаться обосновать не отчаяние, а скорее умеренный оптимизм, для того чтобы охарактеризовать естественный процесс создания будущего. Прототип ориентированного в будущее действия, направленного на коррекцию глубинных намерений социума, назовем "социально-информационной моделью".
Продвинемся еще на шаг. Даже в наиболее слабом смысле термин "социально-информационная модель" представляет собой средство достижения в будущем чего-то такого, что еще не достигнуто. Даже если мы с помощью таких моделей получаем большее и ясное понимание тех или иных ситуаций или объектов, то и в этом случае выигрыш окажется немалым.
Опираясь на исследование "социально-информационной модели", мы можем лучше раскрыть смысл метафоричного выражения "создание будущего" или "изобретение будущего". Под этим я имею в виду следующее: действуя неким способом, мы приближаем такое будущее, которое согласуется с нашим видением его в настоящем. В тривиальном смысле всякое действие "создает будущее". Например, если я сейчас пишу статью, которая вскоре будет издана, я меняю некоторым образом то, что будет будущим.
Однако термины "создание" или, более того, "изобретение" несут в себе значение, выражающее сознательное целевое действие, к тому же такой вид сознательного и целевого действия, которое реализует чьи-то намерения, независимо от вкладываемого в них содержания. Новейшие информационные технологии, включая космический интернет и разработки в области манипуляции намерениями социума, ставят вопрос о разработке адекватных этим технологиям моделей.
Итак, имеется печальный опыт массовой информатизации советской экономики и ликвидации компьютерной неграмотности в школах, имеется осознание глубинных отличий западного и российского образа мышления. Имеется информация о разработке технологий, орентированных на моделирование процесса создания и изменения намерений социума.
Есть вопросы - реальна ли возможность смоделировать и исследовать будущее - Мое, Ваше, России, Мира? Каковы масштабы такого моделирования? Кто оплачивает эти работы? Возможно, уже сегодня вечером, включив свой телевизор, мы станм участниками и такой, к сожалению нам навязанной, информатизации.