газета "ЛидеР" 1999, #20
ЧТЗ: ТРИ ВЗЛЕТА КОНСТРУКТОРСКОЙ МЫСЛИ
Анатолий Баскаков

1999 год. На ЧТЗ, предприятии-банкроте, заработал конвейер, в мае получена хоть небольшая, но прибыль. Энергичные действия нового руководителя - конкурсного управляющего ЧТЗ Валерия Михайловича Платонова, приносят первые плоды.
Конечно, требовать от человека, который подставил плечо провалившемуся предприятию, немедленных результатов – слегка наивно. Есть закон инерции, и если поезд идет под уклон, то враз остановить его и втащить в гору – ох как нелегко. Однако с первой задачей – не дать поезду сорваться под откос – Валерий Платонов успешно справился.
Усилиями помощника конкурсного управляющего Владимира Кондратьева по телевидению и в газетах появилась позитивная информация о ЧТЗ, и образ разлагающегося монстра кажется уходит в прошлое.

Я искренне порадовался за работников ЧТЗ. Они уже устали слушать лозунги о завтрашнем экономическом чуде, они, как и всякие нормальные люди, хотят сегодняшнюю зарплату. Ведь известно, что в экономике популистские лозунги не работают, и правильно делает новое руководство ЧТЗ, когда помимо глобальной реорганизации решает сегодняшние, насущные задачи.


Конечно, семилетняя стагнация не прошла бесследно и для конструкторского коллектива ЧТЗ. Для того, чтобы ответить на вопрос, насколько устойчивым будет новое присутствие ЧТЗ на рынке, нужно просто ответить на вопрос - сумел ли ЧТЗ сохранить свой интеллектуальный капитал.

Первого июня, к 66-летию открытия завода, была проведена выставка - презентация серийной и новой техники. Я решил побывать на ней и посмотреть на заявленные в СМИ взлеты конструкторской мысли.

Взлет первый.

"Красавица и ЧУДОВИЩЕ". (фото девушки на отвале Т-800)

Наверное нет в мире другого гусеничного трактора, подобного этому. Как нет аналогов Царь-колоколу, Царь-пушке…Но Царь-колокол не звонил ни разу, Царь пушка не сделала ни одного выстрела… И есть опасение, что, представленный на выставке Царь-трактор разделит их участь. Более того, разрекламированный в СМИ трактор-богатырь Т-800 может сыграть в судьбе ЧТЗ роль «троянского коня». К этому есть следующие основания:

Первое.
На выставке представлен трактор под номером 10. Он был заявлен, как крупный успех конструкторов ЧТЗ. Однако, Т-800 под номером 1 был представлен как последнее слово техники еще на 50-летие ЧТЗ.

Второе.
На выставке трактор Т-800 был заявлен, как не имеющий аналогов в мировой практике тракторостроения. Значит, за 16 лет во всем цивилизованном мире было выпущено 10 таких мощных тракторов. Однако, за это же время тремя западными фирмами, тракторов подобного класса, т.е. имеющих мощность двигателя 700-800 лошадиных сил, выпущено более сотни, причем они, в отличие от 9 наших Т-800, находятся в хорошей рабочей форме.

Третье.
В условиях жесткой конкуренции фирм «Катерпиллер», «Фиат-Аллис» и «Комацу», мировые цены на подобные трактора отнюдь не завышены, как утверждается в СМИ, а определяются необходимостью гарантировать их работоспособность и реальным спросом на их услуги. Все «рабочие места», где подобные великаны могут быть рентабельны, уже заняты. Другими словами, новые гигантские трактора просто не нужны.


Кстати, подтверждением этого служит и то, что Т-800 под номером 10 вовсе не был «изготовлен» к 1 июня. Скромно умалчивается, что этот восстановленный и заново покрашенный трактор несколько лет одиноко стоял и тихо разворовывался на территории завода именно по причине своей «никому не нужности». Вспоминается анекдот о неуловимом ковбое Джо.
Подобное конструкторское лукавство меня насторожило. Захотелось выяснить, как обстоят дела с действительно передовыми конструкторскими разработками на ЧТЗ.

Взлет второй.

"Старая новость".

Претендентом на него оказался показанный 1 июня трактор с гидростатической трансмиссией. Он так же, как и Т-800 блистал свежей краской и производил приятное впечатление. Было ясно, что этот трактор считается достойным ответом на вызов Сергея Бухдрукера, продемонстрировавшего новую разработку ПО «Лидер» в апреле месяце. Техническое образование позволило мне задать на выставке ряд вопросов и выяснить предисторию этой конструкции.

Краткая справка.
Самый массовый трактор Т-170 и инженерные машины на его базе имеют устаревшую, немодульную конструкцию. Для их производства требуется специализированное оборудование, включая и сборочный конвейер, на котором производится центровка двигателя и основных элементов трансмиссии. Кроме того, применение на ЧТЗ автоматических линий для массового производства многих деталей, до сих пор обеспечивало самую низкую в мире себестоимость производства трактора. Так завод стал монополистом. Но все это в прошлом. По оценкам специалистов, чтобы поддерживать доростоящие автоматические линии в рабочем состоянии требуется производить 1500-2000 тракторов в месяц. В противном случае, несмотря на обладание уникальным сборочным конвейером, себестоимость трактора станет резко увеличиваться.


Другой жертвой монополизма стали конструкторы ЧТЗ. Озеро конструкторской мысли просто зацвело. Поколения конструкторов приходили на завод и уходили на пенсию, в то время как на главном конвейере стояла практически одна и та же машина. Рушились мечты конструкторской молодости, попытки пробить перспективные разработки заканчивались инфарктом или уходом. Как сказал один из конструкторов ЧТЗ, ушедший в буддизм - "в следующей жизни я бы не хотел попасть на ЧТЗ".

Руководство челябинского холдинга ПО «Лидер» увидело здесь благоприятный шанс выхода на рынок собственного трактора. Конструкторский коллектив инженерного центра ПО «Лидер» получил финансирование проекта по разработке современного модульного трактора, для производства которого не потребовался бы дорогостоящий сборочный конвейер, которым располагает ЧТЗ.


Дальнейшее развитие событий напоминает детектив. Начиная с ноября, главный конструктор "Лидера" Шахов, которого ранее в конструкторской среде ЧТЗ называли не иначе, как специалистом по плугам и лопатам, удивил всех. Прекрасно оснащенный средствами автоматизации проектирования, созданный Шаховым инженерный центр, справился с поставленной задачей. В апреле на ПО «Лидер» был продемонстрирован опытный образец нового трактора с гидростатической трансмиссией.

Итак, я стоял перед конструкторским ответом ЧТЗ на апрельский вызов ПО «Лидер». Но, казалось бы, столь убедительный ответ настораживал.
Во-первых, было непонятно - зачем ЧТЗ, обладателю уникального конвейера заниматься машиной, для сборки которой этот конвейер не требуется.
Во-вторых, передо мной стоял весьма сырой макет, не способный, в отличие от Т-170, не то что трудиться, но даже просто ездить по прямой.
И, в-третьих, неужели страх потерять монополию на тракторы данного класса заставил конструкторов ЧТЗ совершить подвиг?

Ответ оказался прост - данный взлет конструкторской мысли состоялся в начале 90-х годов, был признан неудачным и мирно пылился на внутреннем дворе политехнического института. К выставке он, как и Т-800, был спешно реанимирован.
Здесь можно отметить и положительный момент - зерно конкуренции, посаженное "Лидером" на ниве тракторостроения, начало прорастать и наконец расшевелило руководство и конструкторский коллектив ЧТЗ.

Взлет третий.

О третьем "взлете" конструкторской мысли писать просто неудобно.
В отчете Валерия Михайловича и с телеэкрана прозвучало утверждение, что за год конкурсного управления конструкторским коллективом ЧТЗ подготовлено к производству новое семейство перспективных тракторов и инженерных машин на их базе.
И кредиторам ЧТЗ, и будущим покупателям впору порадоваться таким конструкторским успехам. Если бы!
Новое перспективное семейство на самом деле появилось в результате повальной перемаркировки все тех же Т-170 и их комплектующих.

Вот так. Растранжирен интеллектуальный капитал. Дежурными разговорами о различии "ширпотреба" и "высокой спецтехники" прикрываются фантастические прорехи в формировании нового поколения конструкторов ЧТЗ. И в то же время ничего похожего на работоспособный инженерный центр "Лидера" на ЧТЗ просто нет.


А ведь было иначе. Вспоминаются два конструкторских прорыва - создание ДЭТ-250 (1956 год, конструкторы Мартов, Исаков, Рудольский) и Т-330 (1978 год, конструкторы Саматов, Гаев, Кавьяров). Старая конструкторская Гвардия! Горе-монополизм обесценил ваши завоевания. Но хочется верить, что сейчас, в конкурентной среде, новое руководство завода не упустит шанса восстановить конструкторскую репутацию ЧТЗ.