газета "ЛидеР" | 2000, #3 | |
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНОИСКУССТВА | ||
Марина Дымова, | Анатолий Баскаков |
Для Челябинска, избалованного театральными
фестивалями, кинофестиваль - событие
неординарное. В последние годы на российских
экранах преобладало засилье американского кино,
и так уже набившее оскомину по ТВ и видео. А
потому, прослышав про грядущий фестиваль
"Новое кино России" благодарный челябинский
зритель, истосковавшийся по своему, родному, с
радостью устремился на встречу с этим новым кино.
Я была в их числе. И мои ожидания увидеть "Новые
кино России" по-хорошему подтвердились, хотя
посмотрев фильмы "Белый танец", "Цветы
календулы" и "Время танцора" можно в
очередной раз убедится, что "все новое -- это
хорошо забытое старое". Челябинский зритель
увидел на экране добротное "русское кино", в
его лучших традициях, которое славится глубиной
душевных переживаний, крупными планами, чистотой
нравов и отсутствием льющейся рекой крови.
Просто праздник какой-то, отдых от навязчивого
"телемыла" и "экшн ради экшн".
Единственный фильм, который вызвал недоумение, и
встречу с которым ждали более всего -- фильм
Вадима Абдрашитова и Александра Менадзе --
"Время танцора".
Фильмы "Белый танец" и "Цветы
календулы" заявленные как мелодраммы,
полностью сответствуют и определению жанра и
содержанию. Эти фильмы и смотрятся легко и не
вызывают раздражения, несмотря на то, что
благодаря мексиканским сериалам, жанр мелодрамы
в нашей стране стал нарицательным. Смотрела эти
фильмы о вечных и живых проблемах и отдыхала
душой. Нет суперэффектов, нет бряцания оружием,
нет свернутых челюстей, нет бесконечных
сексуальных комплексов. Но есть человеческие
жизни, страдания, размышления, нелепости,
рассказанные молодыми режиссерами на понятном и
поэтичном языке, чуть с иронией, чуть со слезой…
"И жизнь и слезы и любовь" - как сказал в свое
время Пушкин.
Но вот долгожданный фильм "Время танцора" -
разочаровал. Сначала не состоялся разговор зала
с режиссером. Несмотря на решимость признанного
и почитаемого всеми сидящими в зале Вадима
Абдрашитова ответить на любой интересующий
зрителей вопрос -- зал не блистал
любознательностью. Вопросы были банальны,
возможно, неподготовленный зал не просто не мог
спрашивать о том, что еще не увидел. И попытка
Абдрашитова в очередной раз напомнить зрителям о
сложностях финансирования фильма не вызвала
нужного сопереживания - не новость. Зритель
пришел увидеть готовый продукт деятельности, а
не выслушивать, как трудно его было делать. В
общем, диалога мастера с поклонниками не
получилось. Ждали фильм.
Зал был переполнен. Наш зритель уже привык, что
хорошее кино рождается в муках, а уж если фильм
отснят был в 1997 году и только сейчас выходит на
экраны, значит должен быть событием. Но событием
он мог стать именно в 1997, а не в 2000 году! И хотя
живой классик и упомянул, что фильм этот
"просто о любви, о дружбе, о предательстве.."
это прозвучало как отговорка. Действительно,
укажите хоть один фильм, где нет любви,
предательства, дружбы. Если мне показывают
молодых людей искалеченных войной, то для того,
чтобы понять, что с ними происходит, я должна
увидеть какими они были прежде, что произошло с
ними до войны и на войне. Понять замысел
сценариста, скрытый за налетом занимательности и
мастерства режиссера. Сюжет фильма "Время
танцора" прост и ясен, но нет четкости в
предполагаемых обстоятельств. Возможно поэтому
фильм, события которого могут происходить по
словам его создателя -- "везде", не увлекает.
Кто-то из зрителей откровенно скучал, кто-то
тактично покинул зал, не досмотрев даже до
середины. Люди, сидящие в зале, невольно
ассоциировали эту экранную войну с Чеченской. Но
в 1997м наши представления о чеченской войне и ее
последствиях разительно отличались от
сегодняшних. Иным был и взгляд на то, что
происходило в стране. Все мы помним, как
благодаря усилиям НТВ и других "независимых
СМИ", российский солдат был объявлен
мародером, российский офицер был психологически
раздавлен, а что касается генеральской
недвижимости...
Как сейчас вспоминается обаятельнейший
телеведущий, прогуливавшийся между между своим и
их особняками. Униженная с экранов и страниц
газет армия в те годы была просто обречена на
поражение, если и не военное, то уж обязательно -
моральное. К сожалению, именно тогдашнее, умело
запрограммированное кем-то, отношение к
кавказским событиям, явственно проявляется в
фильме "Время танцора". Возможно
В.Абдрашитову и А.Минадзе тогда, в 1997 стоило не
только исследовать бесшабашность и обреченность
искалеченных войной ребят с Урала.
Думаю, что замысел, показать не войну, а нечто
новое в том, что происходит с нашими ребятами
после нее, авторы фильма так и не реализовали.
Все, что мы увидели на экране происходило в
России всегда, независимо от обстоятельств,
начиная с братьев Карамазовых. Это особенности
национального характера, видимо уже сташие
особенностями национального киноискусства.
Конечно можно силой этого искусства
проиллюстрировать подброшенный или навязанный
кем-то образ потерявших всякий духовный стержень
отслуживших солдат. Но именно в нашей литературе
и нашем кино всегда были темы всепрощения,
способности пожертвовать собой ради ближнего,
тоска по светлому будущему, изрядно залитые
водкой. Все те же Алеша Карамазов, Сонечка
Мармеладова… очередной ухарь-купец. Хочется
спросить авторов фильма -- были ли и другие, более
созидательные примеры? Или мы просто имеем дело с
национальным зацикливанием на одних и тех же
проблемах?
Контекст ответа на это вопрос был озвучен самим
режиссером - проблемы с финансированием. Так что
может быть и к лучшему, что этот убедительнейший,
профессионально сделанный фильм так и не попал
на экраны российских кинотеатров. А сегодня
складывается ощущение, что фильм просто морально
устарел. Однако вернемся к "диалогу" зала с
режиссером перед началом фильма. Единственная
небанальность, которую высказал Вадим
Абдрашитов такова - "Если присмотреться к
любому фильму, можно увидеть, как он снимался.
Можно воссоздать атмосферу в команде. Можно
увидеть, был ли актерский ансамбль". Отдадим
должное этому профессиональному наблюдению. В
показанном затем его фильме удивительно тонкий
подбор актеров, в основном театральных,
талантливых. Профессиональная работа
профессионального режиссера. Видно, что над
фильмом работал именно ансамбль, великолепный
автор сценария, оператор. Фильм сделан с размахом
и добротно. Но не греет и не тревожит ни душу, ни
сердце.